Творческие способности, будь они проявлены в искусстве, музыке, изучении языков, связаны с юмором или новаторскими идеями, развивались во многом благодаря стремлению мужчины переспать с женщиной. В своей книге Умственная деятельность при спаривании (The Mating Mind) Джеффри Миллер предполагает, что разборчивых женщин привлекают мужчины с живым и ярким умом, точно так же, как самку павлина привлекает яркий хвост самца. В процессе эволюции павлиньи хвосты становились гораздо больше и ярче, чем это требовалось для простого выживания. Та же метаморфозы претерпевал и человеческий мозг. И то и другое происходило благодаря похотливым самцам, сражающимся между собой ради того, чтобы привлечь внимание привередливой особи женского пола.
Женщину подсознательно тянет к мужчинам с хорошими половыми генами, которые передадутся потомству. То есть любвеобильный мужчина -творческая натура и его способности рассматриваются как признак ряда свойств, которые могут носить генетический характер и передаваться по наследству. Речь идет об интеллекте, стремлении к карьерному росту, способности решать сложные задачи, настойчивости в достижении поставленной цели и многих других творческих талантах. Если мужчина избирает женщину своей музой, посвящает ей стихи, пишет романтические послания, поет в ее честь песни, придумывает остроумные шутки, она вполне может потерять голову от такого внимания. По мнению Миллера, вовсе не случайно, что большинство своих творений мужчины создают в возрасте от двадцати до тридцати пяти лет, в самые благоприятные годы детородного периода.
Наделенные творческими способностями мужчины часто бывают пылкими любовниками. После опроса более четырехсот британских поэтов, художников и других представителей творческих профессий антрополог Дэниел Неттл обнаружил, что артистические натуры, как мужчины, так и женщины, имеют в течение жизни больше сексуальных партнеров и проявляют более сильное половое влечение по сравнению с людьми, не наделенными творческими способностями. Творческие мужчины могут без труда соблазнить женщину во время фертильной фазы менструального цикла. В ходе одного из исследований женщин попросили прочесть две короткие истории, в одной из которых говорилось о творческом, но бедном человеке, а в другой — о богаче, лишенном творческих способностей. Женщин спросили, которого из мужчин они бы выбрали. Женщины, находящиеся на данный момент в стадии овуляции, предпочли для короткого романа творческого юношу и отвергли богача.
Бесспорно, творчество обладает сексуальностью и толкает мужчин на любовные похождения. Однако трудно определить, насколько женщины ценят творческие способности, когда речь идет о длительных отношениях, так как их часто ассоциируют с интеллектом, социальным статусом, остроумием и другими сексуальными свойствами, которые так высоко ценят женщины. В исследовании предпочтений при выборе партнера, проведенном Техасским университетом, творческие способности оказались в середине списка. Девушки-студентки считают их менее важными, чем доброта, красота и здоровье, но более важными по сравнению с хорошей наследственностью и, как это ни забавно, дипломом об окончании колледжа. Не вызывает удивления, что американские студенты колледжей весьма ценят творческие способности, при условии, что они живут в культурной среде, где художники, артисты и предприниматели имеют высокий социальный статус, по крайней мере теоретически.
Тем не менее при опросе восьмидесяти жителей Америки, находящихся в среднем возрасте и принадлежащих к среднему классу, выяснилось, что они по-разному оценивают наличие творческих способностей у партнера. Психолог-эволюционист Норман Ли и его коллеги из университета штата Аризона и Северо-Западного университета провели эксперимент, входе которого предложили участникам изготовить идеального партнера в соответствии со своими требованиями.
Суть заключалась в том, что каждому участнику выдавалась ограниченная сумма, которую требовалось разделить, оплатив те качества партнера, которые данный человек считает самыми важными. Когда выделенная сумма оказывалась очень маленькой, мужчины и женщины ставили творческие способности на нижнюю строчку. Однако стоило предложить игрокам более крупную сумму, с помощью которой они безболезненно оплатили бы такие показатели, как индивидуальность, романтичность и уровень дохода, и женщины выделили на творческие способности сумму на 8% больше предыдущей.
Что касается мужчин, то они изначально затратили больше долларов на творческие способности партнерши, особенно когда выделенный бюджет был совсем скудным. Возможно, это объясняется тем, что мужчины оценили доход партнерши и моральные принципы в меньшее количество долларов, чем это сделали женщины. Итак, женщины ценят творческие способности выше, когда у них достаточно средств на приобретение других важных качеств, необходимых для партнера.
Таковы результаты эксперимента-игры. А как бывает в жизни? Неужели творчество рассматривается как предмет роскоши и привлекает только молодых женщин из состоятельных семей, у которых удовлетворены все житейские нужды? Или творческие способности возрастают в цене, если хочется завести бурный роман? Ученые склоняются именно к такому выводу. И все же каждый человек индивидуален, и многое зависит от обстоятельств и счастливых случайностей, которых так много в нашей жизни. Великий художник и знаменитый любовник Пабло Пикассо сказал: Никогда не знаешь, что будешь делать дальше. Начнешь писать картину, а в результате получается совсем не то, что было задумано. То же самое можно сказать о выборе партнера, что само по себе является искусством.
Почему мужчины становятся источниками вдохновения гораздо реже женщин?
Окружающие считали брак поэтессы Эдны Сент-Винсент Миллей удачным и исключительно прочным, и вдруг она страстно влюбилась в лауреата Пулитцеровской премии поэта Джорджа Диллона, который был на четырнадцать лет младше. Она посвящала возлюбленному стихи, воспевающие страстную самозабвенную любовь. Ее неукротимая страсть одновременно привлекала и пугала молодого человека. Влюбленные встречались, потом Диллон уходил, а Эдна снова и снова пыталась его вернуть. После очередного разрыва, сопровождаемого бурной ссорой, поэтессу посетило вдохновение, и она написала Роковую встречу — сборник сонетов, который критики считают ее лучшим произведением. Этой книгой она хотела вернуть любовь Диллона, удержать рядом с собой и залечить свои раны.
Должно быть, Джордж Диллон испытывал не совсем обычные чувства. Психологов-эволюционистов давно мучит вопрос: почему, обладая одинаковыми талантами к творчеству, мужчины гораздо чаще женщин используют их для соблазнения потенциальных возлюбленных? Судите сами, что бы, к примеру, создали Дали, Пикассо, Данте и Ницше, не будь с ними рядом многочисленных любовниц? Ну а где же музы в мужском обличье?
С точки зрения эволюционной теории это явление объясняется довольно просто. В отличие от мужчин у женщин нет острой необходимости демонстрировать партнерам хорошие гены. Большинство мужчин не так разборчивы, как женщины, и при выборе половых партнерш для них важнее не творческие таланты, а сексуальность и красивая внешность. Мужчины ценят в женщине творческие способности, чувство юмора и интеллект, но только в случае, если идет речь о длительных отношениях. Вот почему женщины не раскрывают свои таланты и берегут их для партнера с серьезными намерениями.
Во всяком случае, эта теория получила практическое подтверждение в ходе исследования, проведенного психологами Дугласом Кенриком и Робертом Чалдини из университета штата Аризона, при участии Владаса Грискевичуса. Ученых интересовало действие, которое оказывают на творческие способности романтические мотивы. Они пригласили более шестисот мужчин и женщин и предложили выполнить различные творческие письменные задания, а также пройти тест на творческие способности. Одной группе участников эксперимента предложили романтические сценарии, рассказывающие о бурном романе на острове в последний день отпуска или о серьезных отношениях наподобие тех, что завязываются во время учебы в колледже. Второй контрольной группе никаких любовных сценариев предложено не было.
Как и предполагалась, различия между мужчинами и женщинами оказались весьма красноречивыми. Мужчины, которым предложили любовный сюжет, будь то короткий роман или серьезные любовные отношения, проявили чудеса творчества, что подтвердил тест. Что касается женщин, то они получали высокие баллы только в тех случаях, когда речь шла о длительной связи с чутким и преданным мужчиной. Идея завести бурный роман в последний день отпуска, возможно, будоражила воображение, но никоим образом не подтолкнула к творчеству. Судя по полученным результатам, женщины предпочитают, чтобы их источник вдохновения походил на неподвижное изображение, а не на мельтешащие картинки в кинетоскопе.
Однако муза может упорхнуть к другому творцу, как это и случилось с Джорджем Диллоном и Эдной Сент-Винсент Миллей. После ухода возлюбленного Миллей выплеснула всю страсть в свое последнее эпическое произведение. Она лишилась музы и любовника, но взамен создала шедевр.